ГлавнаяЛичные финансыМалый бизнесБанковское делоУслугиКонтакты

 

Введение

Деньги

Работа

Расходы

Налоги

Бизнес

Работникам

Улучшение жизни

Бизнес

Свой бизнес, в отличие от наемной работы, может предоставить Вам несколько преимуществ:

1. Возможность получать доход не только за свой труд, но и с принадлежащих Вам работающих активов.

2. Возможность самостоятельно планировать свое время. Вам не надо будет отпрашиваться с работы, договариваться о времени отпуска - все дни недели для Вас становятся одинаковыми. Вместе с тем, как разбиралось ранее (см. раздел «Работа»), деньги можно зарабатывать на разных вещах. Если Ваш бизнес построен на том, что Вы продаете свое время (например, как торговец на рынке), то возможность планирования время у Вас ограничена. Но если наемная работа практически всегда подразумевает продажу своего времени, то в бизнесе этот вопрос зависит от Вас, например, если Вы захотите попасть к врачу, то скорее всего Вам придется записываться на время обозначенное для приема.

3. По сравнению с наемным работником у Вас больше возможностей регулирования размера своего дохода.

Среди россиян, к сожалению, собственный бизнес не столь популярен, как в ряде капиталистических стран. Более того, многие из наемных работников не готовы иметь свой бизнес в связи со следующими аспектами:

1. В бизнесе отсутствует руководство и график работы. Уровень самоорганизации и преданности делу у владельцев бизнеса на порядок выше, чем у наемных работников. Подобная самоорганизация возможна лишь в одном случае, если человек занимается любимым делом. Нужно ли Вас организовывать чтобы, например, сходить в кино? Если Вы действительно что-то любите, то занимаетесь этим самоотверженно, несмотря на временные затраты, весь вопрос в том, чтобы, учитывая все факторы, найти любимое дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь.

2. Человек, занимающийся легальным и белым бизнесом, должен разбираться в значительном количестве различных вопросов и постоянно самосовершенствоваться. В собственном бизнесе не допустимы популярные среди наемных работников отговорки: «Это не моя специализация»; «Меня этому не учили»; «Я этого не знаю»; «Это функции другого департамента».

3. Люди, имеющие свой бизнес, в большинстве случаев (за исключением случаев нервных срывов) более гибки и в меньшей степени рассматривают свою точку зрения, как единственно правильную.

Например, когда Вы нанимаете репетитора своему ребенку, захотите ли Вы видеть татуированного учителя, не производящего впечатление интеллигента? Когда Вы ищете ведущего на торжество, захочет ли он Вам хамить и вести себя асоциально, когда он ждал Вашего звонка не одну неделю и потратил на маркетинг значительную сумму денег?

Доход владельца бизнеса напрямую зависит от его гибкости и умения понимать потребности клиентов. Доход наемного работника зачастую зависит от того сколько времени он провел на работе, а уровень его вежливости в большинстве случаев зависит от степени контроля со стороны владельца бизнеса, либо от качества работы службы внутреннего контроля.

4. Уровень ответственности любого человека, имеющего свой бизнес, на порядок выше ответственности наемных работников.

Например, наемный работник заболел, ему предоставляется больничный с оплатой, он перестает заниматься своей работой, лежит и лечится, а если работодатель плохо воспринимает больничные листы, то он грубо нарушает нормы трудового законодательства. Если заболел индивидуальный предприниматель, то невыполнение им договорных обязательств ввиду болезни является грубым нарушением прав клиента. Другими словами, у наемного работника есть возможность в любой момент времени перестать выполнять свои обязанности (в том числе и через увольнение), владелец бизнеса данной возможностью не располагает, все обязательства должны быть исполнены им.

Идеальным бизнесом является бизнес, во-первых, не создающий проблем (в том числе не нарушающий норм действующего законодательства и морально-этических норм), во-вторых, базирующийся на знаниях (умениях) владельца бизнеса, и, в-третьих, базирующийся на ограниченных в объеме активах предпринимателя (см. далее). Строительство бизнес-модели, учитывающей три вышеуказанных условия, крайне кропотливый и сложный процесс.

В части размеров имеющихся активов необходимо трезво понимать, что:

1. Значительный размер активов требует колоссального времени на управление ими. Например, Вы владеете торговым центром. Если Вы, как хозяин, не будете вникать в каждый вопрос, то для Ваших сотрудников первоочередной целью будет их благополучие, а не Ваше. Думаю, каждый из нас встречался с невежливым обслуживанием, при котором отбивалось всякое желание посещать то или иное место.

2. В мире, к сожалению, существует такой достаточно рентабельный бизнес, как недружественное поглощение, которое становится весьма выгодным, если Ваш актив имеет существенную стоимость.

Ввиду обозначенных выше причин, Ваши активы до определенного размера могут улучшать качество жизни, но если размер их становится значительным, то качество жизни может наоборот - ухудшаться. При этом важно четко понимать, что, помимо денег существенное влияние на жизнь оказывают и другие факторы (см. введение).

Возможно создание небольшого успешного бизнеса со знаниями (умениями), но без активов в ограниченном размере, либо без знаний (умений), но с наличием активов в ограниченном объеме, однако, бизнес на одних лишь активах нужно строить крайне аккуратно. Необходимо трезво понимать, что цель любого наемного сотрудника или Вашего бизнес-партнера — заработать максимальную сумму денег, а Ваша цель противоположная — сократить издержки, увеличив тем самым доход. В связи с этим встает риторический вопрос, если каждый пытается сделать свой доход как можно больше, то к кому будут перетекать деньги, к тому, кто разбирается в бизнесе профессионально, или к тому, кто вложил деньги в бизнес?

Проблемным бизнес начинает становиться, когда на этапе планирования не уделили должного внимание какому-либо из трех вышеуказанных условий идеального бизнеса. Безусловно, разработать бизнес-модель, учитывающую все риски, задача крайне непростая, требующая значительных умственных усилий. Но для чего человек занимается бизнесом? Для того чтобы сделать свою жизнь комфортней? Но если условия жизни предпринимателя ухудшаются, то в чем смысл бизнеса?

Крайне важно понимать - на чем именно Вы делаете бизнес. Действительно ли Ваш бизнес связан с Вашими знаниями и активами или Вы делаете бизнес только на том, что нарушаете действующее законодательство (см. раздел «Налоги»)? Если объем нарушений действующего законодательства значителен, то Вы будете находиться под постоянным психическим давлением, которое необходимо как-то снимать. К сожалению, методы снятия давления всегда достаточно радикальны, от алкоголя до полного дауншифтинга, в этом случае качество Вашей жизни ухудшается.

Начиная заниматься бизнесом, Вы должны четко осознавать несколько основных финансовых правил:

1. При создании нового бизнеса и составлении бизнес-плана Вы всегда априорно должны рассчитывать на самый негативный сценарий развития событий. Необходимо трезво относиться к жизни и понимать, что огромное количество предпринимательских инициатив завершаются безуспешно, поэтому вложение в дело, например, Вашего единственного жилья, по сути является крайне рискованной инициативой.

2. Открытие бизнеса — вопрос одной недели, вопрос в том, что Вы с ним будете делать после этого. До момента официальной регистрации необходимо четко понять что Вы будете делать, как конкретно будет продаваться что-либо, каким образом будут оформляться операции и какие налоги Вам надо будет платить. Бизнес имеет смысл открывать лишь в том случае, если вся бизнес-модель целиком разработана и Вы четко представляете, что и за чем следует.

3. В реальной жизни бизнес, имеющий двух и более владельцев, более сложен в управлении и подразумевает высокий риск возникновения конфликтных ситуаций. По возможности старайтесь быть единственным владельцем своего дела. Если же это не получается, то необходимо четко ответить на два вопроса. Во-первых, какую реальную работу Вы будете выполнять? Если, кроме Вашего денежного вклада, никакой реальной работы не предвидится, то лучше отказаться от участия в таком бизнесе. Во-вторых, необходимо четко на бумаге оговорить все условия Вашего участия (как принимаются решения, как делится ответственность, как происходит выход участника, как управляются активы, как делится прибыль и т. д.).

4. Работа наемного работника и бизнес имеют разную модель ценообразования, но данный факт не осознается клиентами-физическими лицами. Например, вы видите, что услуги фотографа стоят 10 тысяч рублей в день, обычно это сумма умножается на 30 (количество дней в месяце) и сравнивается с зарплатой, после чего происходит внутреннее возмущение. Такие простые моменты, как-то, что в месяце обычно 20 рабочих дней, у наемных работников есть отпуска и больничные, за наемного работника уплачиваются налоги, а у фотографа существуют издержки на маркетинг, необходимо время для обработки заказа и в идеальном варианте клиентов будет всего несколько в месяц - все это обычно во внимание не принимается. Поэтому если вы раньше не занимались строительством своего дела, то необходимо быть готовым уже на этапе бизнес-планирования, что денежные средства, получаемые от бизнеса, даются тяжелее.

5. Если Вы оглядите свой офис, то скорее всего обнаружите мебель эконом класса, вредное для здоровья освещение, дешевый ремонт и компьютеры - все это производит не лучшее впечатление. Но Вы, наверняка, замечали, что Ваше руководство летает бизнес-классом, имеет шикарную машину, не жалеет денег на новейший сотовый телефон и очередной ремонт в своей квартире. Существует колоссальное заблуждение, что в честной конкурентной среде крупные компании могут позволить себе многое. Позволить себе многое могут их собственники, а сами корпоративные деньги тратятся крайне неохотно, соответственно зарабатывать деньги на корпоративном рынке сложнее, чем на рынке частных услуг.

6. Если Вы профессионал дела, то Вы знаете множество нюансов о своей профессии и можете до бесконечности рассказывать о тех или иных ее аспектах. Ваш клиент во всем этом не разбирается и смотрит на мир глазами дилетанта, и это необходимо учитывать при разработке ценовой политики. Если Вы разработаете ценовую политику на основании всех нюансов Вашего дела, то никто в ней просто не разберется. Поэтому, как это не сложно для Вас, предлагая ту или иную услугу, необходимо иметь максимально простую и понятную широкому кругу обывателей модель ценообразования.

7. Создание бизнеса — это длительный процесс, на процесс первоначального становления может уйти не один год и Вы должны быть к этому готовы.

Безусловно, финансовых вопросов ведения бизнеса огромное количество. Всех их, пожалуй, невозможно описать в рамках краткого экскурса. Кроме того, существуют вопросы по маркетингу и психологии. Те несколько финансовых правил, которые были отражены выше, по моему мнению, являются основными на этапе создания Вашего собственного дела.