ГлавнаяЛичные финансыМалый бизнесБанковское делоУслугиКонтакты

 

Налоги

Налоговая оборона

Налоговая нагрузка

Аренда (УСН и НДФЛ)

Легализация доходов через физических лиц

Практический маркетинг

Цена на продукт

Клиентская база

 

 

Налоговая нагрузка

(По материалам статьи: Налоговое администрирование в современном мире // Бизнес и Банки, № 29, 2011)

Полнота сбора налоговых платежей является одной из ключевых задач любого государства, от размера собранных средств зависят стабильность в обществе и объем реализуемых правительством социальных программ, и большинство из нас это осознает и старается уплачивать налоги в полном размере. Вместе с тем разбирающиеся в финансах люди без труда могут заметить значительный объем "серого" рынка в стране, который начинается от историй о нелегальных обменных пунктах и кончается практически любым строительным рынком. Отчего же из-за дня в день мы вынуждены сталкиваться не с лучшими проявлениями бизнес сообщества?

Под "серой" экономической деятельностью мы будем понимать продажу товаров и услуг, разрешенных действующим законодательством в рамках выданных разрешительных документов, но с последующей оптимизацией сумм уплаченных налогов.

Несмотря на априорное желание большинства жить и работать по закону по официальной статистике ФНС РФ, половина компаний в нашей стране "создается для участия в схемах уклонения от налогообложения (Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. №09-1-03/3103). Другими словами, несмотря на то что доминирующее положение в стране должен занимать "белый" бизнес в современной экономике, зачастую встречаются "серые" бизнес-концепции. Стоит отметить, что данная проблема имеет системный характер для всех развитых капиталистических стран, при этом, по данным публикаций, можно сказать, что существует существенный уклон в сторону "черного" бизнеса, т.е. бизнеса, осуществляемого без разрешительных документов и зачастую носящего криминальный характер. Более того, в случае успешной реализации мер, предусмотренных законодательством, экономика ряда стран способна развалиться. Например, доля "черного" рынка в Германии, Франции, Великобритании может достигать 23% ВВП (Matthew H. Fleming, John Roman, and Graham Farrel. The shadow economy), очевидно, данная цифра требует серьезного переосмысления ряда современных экономических догм.

Обозначим краеугольные камни развития "серого" предпринимательства в современном мире.

Любой бизнес должен расти и развиваться, однако первые шаги своего дела зачастую носят достаточно ограниченный объем. Например, Вас просят проконсультировать по какому-либо вопросу, Вы стали давать частные уроки или решили регулярно перепродавать вещи на интернет-аукционах и т.д. Другими словами, в соответствии с ГК РФ Ваши действия классифицируются как предпринимательство. И тут сразу появляется первая сложность, так как индивидуальный предприниматель в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. должен уплачивать страховые взносы, т.е. вне зависимости от объема проводимых операций. Так, например, в 2011 г. объем страховых платежей составляет порядка 16 тыс. руб. Сумма небольшая, если речь идет о полной занятости, а вот для начального этапа своего дела, когда имеет место совмещение основной работы с бизнесом, данная сумма обязательного платежа стимулирует использование "серых" схем.

По мнению Федеральной антимонопольной службы (gazeta.ru/money/2004/09/07_a_167847.shtml), несколько миллионов россиян ввиду малого объема операций полностью игнорируют требования действующего законодательства и предпочитают использовать "серые" схемы при небольших объемах операций.

Несмотря на тот факт, что данная проблема всем известна, она по сей день не решена. Вместе с тем очевидно, что когда нарушения носят системный характер для миллионов участников рынка, то можно говорить о несовершенстве действующего законодательства, что обусловлено следующими факторами:

1. Огромный объем официальных документов. Так, например, если заглянуть в информационную базу данных Консультант-Плюс и попытаться сравнить общий объем документов, изданных за более чем 70 лет советской власти, с объемом документов, изданных за последние 20 лет, то увидим прирост в десятки раз.

2. Доминирование сложных моделей взаимодействия бизнеса с государством. После технологической революции и внедрения в повседневную жизнь вычислительной техники органы государственной власти вместо оптимизации бизнес-процессов стали их усложнять. Так, вместо сокращения трудо-затрат на издание новых регламентов в связи с внедрением ЭВМ органы государственной власти увеличили количество этих самых регламентов. Учитывая, что большее количество бюрократических преград усложняет построение бизнеса, то можно говорить о том, что вычислительная техника в руках бюрократии играет определенную отрицательную роль.

3. Отсутствие общепонятной четкой системы построения законодательной базы. Так, если перед обычным гражданином встает какой-либо правовой вопрос, то непонятно, в каких документах содержатся ответы, так как перечень документов по многим вопросам права практически неиссякаем, а объем вновь издаваемых правовых документов таков, что для поддержания в актуальном состоянии своих знаний по какому-либо направлению необходимо затратить значительное время.

4. Преобладание формального подхода. Хотя органы власти и оказывают населению услуги, но качество данных услуг не может идти ни в какое сравнение с услугами, которые предлагаются частным сектором.

Данные негативные факторы обусловлены одной причиной, а именно, отсутствием каких-либо действенных систем регулирования государственного сектора в современном мире. Так, если обычные граждане живут по законам рыночной экономики и если результаты их труда не будут соответствовать пожеланиям клиентов (или работодателей), то сократится спрос на их услуги и ухудшится качество их жизни. Вместе с тем отрицательные для общества действия чиновников не обязательно вызывают отрицательные последствия для них самих.

С теоретической точки зрения приоритетом финансовой системы любой страны должно быть стимулирование развития "белых" форм бизнеса и создания барьеров для развития "серых" бизнес-концепций. Однако современная мировая концепция налогового права, наоборот, оказывает мощнейшее негативное воздействие на развитие "белого" предпринимательства.

Какова реальная налоговая нагрузка на рядовых граждан России, отраженная в действующем налоговом законодательстве? Рассмотрим обычный режим налогообложения, так как применение УСН (упрощенной системы налогообложения) крайне ограничено ввиду того, что при встраивании в цепочку предприятия, применяющего его, последующий контрагент не сможет принять НДС к вычету, что приведет к необходимости повторной уплаты НДС. Например, любой крупный магазин при равной цене охотнее возьмет товар у поставщика, применяющего общий режим налогообложения, так как в этом случае возможно принятие к вычету входящего НДС.

Подавляющее большинство населения России являются наемными работниками, чтобы иметь возможность выплатить им заработную плату, должны соответственно быть начислены страховые взносы, которые в 2011 г. составили 34% плюс платежи по травматизму от 0,2%. С полученного оклада вычитается НДФЛ (налог на доходы физических лиц) 13%. Для того чтобы иметь денежные средства для выплаты заработной платы, предприятие должно реализовать продукцию, в цене которой должен быть заложен НДС (обычно 18%). Другими словами, из каждых 1 тыс. руб. заработной платы работнику достается 870 руб., а предприятие фактически выплачивает заработную плату в размере 1 583,56 руб.

Кроме того, в стоимость товара заложен налог на прибыль. Его величину невозможно взять напрямую из налогового кодекса из-за особенностей его расчета. По данным Федеральной налоговой службы, за 2010 г. было собрано примерно столько же налога на прибыль, как НДФЛ. В нашем примере это означает, что в стоимости приобретаемого нами товара должно быть примерно заложено 130 руб. налога на прибыль. Другими словами, "чистыми" на руки, после многочисленных "маскировок" мы получаем примерно 740 руб.

В конечном счете объект налогообложения существует только один — это выручка от продажи товаров и услуг. Автор не разделяет мировые принципы налогового права, которые направлены на увеличение объема сборов налогов за счет "изобретения" новых баз налогообложения, когда в действительности кроме выручки предпринимателя налоги больше платить не с чего.

В свою очередь, обычные потребители всегда из двух товаров, имеющих аналогичные потребительские свойства, предпочтут товар по более низкой цене, т.е. товар, с которого не были уплачены все налоги.

Для избежания подобного негативного влияния налоговой политики государства на развитие "белого" бизнеса необходимо сделать уплату налогов неотвратимой. Другими словами, необходима система налогообложения при которой действия налогоплательщика не могли бы влиять на сумму уплачиваемых им налогов.

При существующей экономической модели общество получает:

— доминирование "серых" бизнес-концепций;

— огромный штат контрольных органов, который не производит никакую значимую для общества продукцию;

— уменьшение темпов прироста ВВП за счет "боязни" открытия своего дела из-за высокого уровня бюрократизации и существенного налогового бремени;

— большое количество компаний на рынке, для которых главная цель — деньги, человек с высокой моралью просто не выйдет на рынок. Например, весьма проблематично найти таксиста, соблюдающего кассовую дисциплину;

— высокая коррупционная составляющая общества.

Трагедия в том, что в современном капиталистическом обществе (автор не склонен идеализировать какую-либо страну) вышеназванные негативные факторы не всегда влекут за собой положительные последствия, т.е. после того как денежные средства собраны в виде налогов, бывает их расход носит крайне иррациональный характер.

Кроме того, в мире произошли существенные изменения, которые еще в недостаточной степени отражены в классической экономической науке. Можно сказать, что сегодня существуют два вида денег:

1. Контролируемые государством — денежные средства, принимающие участие в официальном обороте компаний и физических лиц в части "белой" зарплаты.

2. "Серые" денежные средства (или анонимные деньги), денежная масса, которая не контролируется государством (например, услуги такси).

Существование стран с более высоким уровнем жизни, по мнению автора, объясняется следующими факторами:

1. Активной позицией их населения. В России же на протяжении десятилетий инициатива пресекалась, большинство населения страны мечтает быть наемными работниками и по возможности ни о чем не думать, даже о своем имуществе. В то же время в самых благополучных странах мира, например в Канаде, доля населения, предпочитающая иметь свое собственное дело, весьма существенна, притом что, например, налоговую систему Канады автор не считает лучше российской.

2. Отсутствием социальных потрясений на протяжении длительного времени.

Экономическую модель большей части мира можно представить в виде следующих взаимосвязанных факторов:

— неэффективное расходование бюджетных средств;

— увеличение налоговых обязательств в связи с неэффективным расходованием бюджетных средств;

— увеличение доли "серого" рынка в экономике при неэффективном налоговом администрировании, когда значительное внимание уделяется раздуванию нормативной базы, а не вопросам невозможности уплаты налогов как таковой.

К сожалению, серьезных экономических исследований данной проблемы не проводилось, а большинство инициатив направлено не на упрощение законодательства, а на его усложнение, причем первоначальные цели при этом зачастую забываются.