ГлавнаяЛичные финансыМалый бизнесБанковское делоУслугиКонтакты

 

Введение

Деньги

Работа

Расходы

Налоги

Бизнес

Работникам

Улучшение жизни

Налоги

Мировая практика создания финансовых правил, по которым мы с Вами живем, — абсурдна. Когда у Вас что-либо болит, Вы идете к врачу. Когда необходимо создать, например, новую операционную систему, работают тысячи выдающихся программистов. Но когда вопрос касается алгоритмов финансового функционирования общества, то дело доверяется спортсменам, артистам, публичным деятелям, т.е. всем тем, кто является политиками (депутатами, членами парламента и т.д.), хотя вопрос создания продуманной и взвешенной финансовой системы существенно превосходит по сложности большинство проблем современной науки. Мы с Вами не можем поменять мировую финансовую систему, но, осознавая основные правила в области налогообложения, мы можем несколько упростить нашу с Вами жизнь.

Первое правило: всегда существует только одна база налогообложения, а именно - выручка от реализации товаров (услуг), и налоги больше платить не с чего, т.е. как бы налоги не называли, какие бы виртуальные базы не придумывали, основа всегда одна.

 Приведем пример, Вы работник и продаете услугу (свой труд). Официально с Вашего вознаграждения уплачивается НДФЛ в размере 13%, но чтобы Вам его выплатить, необходимо уплатить социальные платежи в размере 30% (по состоянию на 2013 год) и платежи по страхованию от несчастных случаев на производстве от 0,2% до 8,5%, но чтобы деньги для выплаты появились необходимо реализовать продукцию в стоимость которой заложен НДС (18%). Получается, что для выплаты зарплаты необходимо 13% отнять, а прибавить 30% + (от 0,2 до 8,5)% + 18%. Не в даваясь в дальнейшие подробности, как прибавляются другие налоги, при зарплате 5'000 рублей получим следующее:

5'000 рублей – 13% = 4'350 рублей (650 рублей налога);

5'000 рублей + 30,2% +18% = 7'682 рублей (2'682 рублей налога);

Общая сумма налога: 650 рублей + 2'682 рублей = 3'332 рублей.

Другими словами, для получения 7'682 рублей надо уплатить примерно 43,4% налогов. Кроме того, только из своей заработной платы Вы можете оплатить налог на имущество, налог на автотранспортные средства, налог на землю и т.д.

Для чего государством устанавливается такая система? Для того чтобы с более обеспеченных граждан собрать как можно больше денег. С моей точки зрения, иметь такую сложную систему расчетов налогов, когда вопрос стоит лишь в диверсификации налоговых платежей - необоснованно.

Второе правило: «серый» бизнес может оказывать существенное давление на «белый». Когда Вы приобретаете любой товар или услугу, Вы руководствуетесь ценой товара. Также в ряде случаев Вы можете руководствоваться качеством товара, но Вас не будет интересовать вопрос уплаты налогов продавцом. Выбирая из двух одинаковых товаров одной марки, продающихся в одинаковых условиях, Вы выберете товар, имеющий меньшую цену, т.е. выберете товар, с которого не были, например, уплачены таможенные пошлины.

Из-за постоянного усложнения правительствами многих стран финансового законодательства сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, все внимание уделено усложнению законодательства, чтобы в бюджет поступило как можно больше денег, с другой, делая финансовую систему бесконечно сложной, невозможно говорить о неотвратимости уплаты бюджетных платежей. Если существует возможность не осуществлять платежи в бюджет в том или ином бизнесе, то это напрямую отражается на лицах, желающих спокойно и честно жить. В таких условиях задача построения «белого» бизнеса многократно усложняется.

Простой пример, огромное количество россиян регулярно продают что-либо на Интернет-аукционах. Желая легально выйти на этот рынок, Вы столкнетесь с необходимостью регистрации себя как индивидуального предпринимателя. Общий размер затрат на легализацию деятельности индивидуального предпринимателя в 2013 году составит порядка 50'000 рублей (фиксированный платеж, комиссия банка и т.д.). Согласитесь, что в условиях, когда существует определенное количество нелегальных продавцов начинать конкуренцию весьма проблематично.

Третье правило: товар (услуга), оформленная по «белому», стоит всегда дороже «серого» аналога. Для обычных граждан, в отличии от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не предусмотрена ответственность за приобретение «серых» товаров (услуг). Но вместе с тем, во-первых, приобретая «серый» товар вы должны четко отдавать себе отчет в том, что требовать какие-либо адекватные документы на товар — наивно, во-вторых, вы принимаете на себя определенный риск невыполнения обязательств.

К сожалению, разницу между «белым» и «серым» товаром (услугой) понимают только крупные серьезные компании, которые имеют сами «белый» бизнес и хотят минимизировать риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Ярким примером непонимания природы «белых» и «серых» товаров (услуг) могут служить Интернет-аукционы, на которых продавцы иногда пытаются продать новую вещь по магазинной цене. При этом ими не принимается во внимание, что магазин, в отличии от продавца, платит какие-то налоги, предоставляет «белый» договор купли-продажи и т.д.

Четвертое правило: также, как бывают «белые» и «серые» товары, бывают «белые» и «серые» деньги. Необходимо четко понимать, что их стоимость не эквивалентна. Например, если Вы получаете «белую» зарплату, то за Вас платят весьма существенные налоги. Если же по «серому», то данная нагрузка на работодателя отсутствует. Главное - отдавать себе отчет, каким способом получаете зарплату Вы и устраивает ли это Вас.

Разность в стоимости «белых» и «серых» денег многими не осознается. Ярким примером может являться обывательское раздражение по поводу стоимости той или иной услуги. Вместе с тем, мало кто задумывается о цифрах реального бизнес-плана. Также важно понимать, что если «серый» товар продается Вам по «белой» цене, то владелец бизнеса, вместо финансового давления со стороны налоговых органов испытывает не меньшее психологическое давление на себя.

Пятое правило: чем больше Ваш доход, тем большее административное давление Вы будете ощущать. Если Вы являетесь физическим лицом и регулярно по «серому» продаете что-либо на том же Интернет-аукционе, то риск претензий к Вам минимален. Если Вы уже откроете свой Интернет-магазин и продолжите работать по «серому», то вероятность возникновения претензий многократно увеличивается. Если Вы мелкий бизнесмен, то Вас может никто не трогать годами. Но если вы стали крупным налогоплательщиком, то Вы обнаружите, что проверять Вас начали гораздо чаще. Получается абсурдная ситуация: чем больше обществу товаров (услуг) Вы предлагаете, тем большее давление Вы будете испытывать и тем хуже, к сожалению, к Вам будут относиться.

Шестое правило: осуществление транзитных операций может негативно отразится на Вас. Под транзитной операцией понимается осуществление двух сделок, одна из которых направлена на продажу, вторая на покупку, при этом основной объем денежных средств проходит через Вас транзитом, не оставаясь в Вашем распоряжении. Приведем несколько примеров:

1. Вы поменяли квартиру, т.е. продали одну и приобрели другую. При определенных условиях сумма от продажи квартиры может быть засчитана налоговыми органами как Ваш доход (срок владения менее трех лет, квартира использовалась для предпринимательской деятельности и т.д.).

2. Вы открыли компанию для участия в тендерах по госзакупкам. Нашли самый дешевый товар и перепродали его государству, т.е. у Вас было транзитное движение по счетам и если Ваш контрагент, у которого Вы приобретали товар, не заплатил НДС, то есть вероятность, что не уплаченный им НДС придется платить Вам (см. Письмо ФНС России от 23.01.2009 № ШС-21-3/40).

Осуществление любых транзитных операций требует осмотрительности и трезвого понимания принимаемых на себя рисков.

Седьмое правило: относитесь с настороженностью к любым льготам и вычетам. Чем меньше Вы применяете различных льгот и вычетов, тем меньше у Вас риск возникновения проблем. Если вспомнить все громкие скандалы последних лет с российскими бизнесменами, то окажется что все они связаны лишь с вопросами применения тех или иных налоговых вычетов или льгот. Безусловно, построить бизнес-модель с минимальным уровнем налогового риска — задача достаточно сложная, но, применяя налоговые вычеты или льготы, Вы должны четко отдавать себе отчет, за что Вы получаете деньги, за то что «подставляете» себя или за то что Ваша идея заслуживает высокой оценки.

Аналогичная ситуация с различными социальными льготами: огромное количество людей стараются что-либо бесплатно получить, в этой ситуации необходимо трезво оценить реальную стоимость «бесплатного» получения и оценить рациональность траты времени, нервов и т.д. на ту или иную социальную льготу.